Меню

Педагоги – новаторы обсудили методы и формы привлечения обучающихся к социальному проектированию

24.11.2017

24 ноября 2017 г. в Институте стратегии развития образования РАО состоялась очередная экспертная сессия по обсуждению форм и методов привлечения молодежи к социальному проектированию. В роли экспертов выступили педагоги-наставники проектных работ школьников и студентов, методисты, научные работники, руководители образовательных организаций.

Участники экспертной сессии обсудили место учебного проектирования в реализации требований ФГОС к результатам образования, в решении управленческих и педагогических задач. Заместитель директора ГБОУ г. Москвы «Школа 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько» Наталья Дмитриевна Багринцева рассказала о том, как уже в начальной школе практикуется практическое постижение основ проектной деятельности. Интереснейшей формой обучения младших школьников публичной презентации результатов работ в рамках традиционной школьной «Ярмарки проектов», которая учитывает возрастные и психолого-физиологические возможности обучающихся.
Последовательность и преемственность в организации проектной деятельности школьников дают детям возможность постепенно сформировать «проектные компетенции», задумывать и реализовывать все более сложные и интересные проекты, занимать призовые места в различных конкурсах.
Директор школы ГБОУ города Москвы «Романовская школа» Татьяна Юрьевна Щипкова в своем выступлении подчеркнула, что проектная и учебно-исследовательская деятельность является эффективным средством достижения метапредметных результатов и повышения качества образования.
Выступившие в ходе экспертной сессии педагоги-наставники были едины в высокой оценке эффективности метода проектов для развития и воспитания детей и молодежи.
В рамках экспертной сессии прошла презентация авторских методик привлечения детей и подростков к реализации проектов в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. Ольга Николаевна Мачехина поделилась опытом повышения читательской активности школьников посредством технологии медиапроектирования.
Сергей Иванович Краснов и Надежда Викторовна Малышева рассказали собравшимся о традициях отечественной научной школы гуманитарного проектирования и принципах организационно-деятельностной игры, показали примеры их воплощения по технологии «проектных чтений», отметили, что организация коллективной проектной деятельности содействует развитию у обучающихся самостоятельности и ответственности, проявлению лидерских качеств.
Лариса Сергеевна Пастухова остановилась на положительном влиянии, которое оказывает социальное проектирование на развитие территорий, и привела вдохновляющие яркие примеры уже реализованных социальных проектов - победителей Всероссийского конкурса «Моя страна -моя Россия».
Екатерина Александровна Князькова продемонстрировала проекты, признанные победителями по итогам конкурса проектных работ обучающихся общеобразовательных организаций «Школьная проектная олимпиада», которая была проведена в 2017 г. в полном соответствии с принципами конкурса «Моя страна - моя Россия» и помогла выявить инициативных детей в самых разных регионах нашей страны. Поддержка реализации лучших проектов дает молодым активным гражданам нашей страны возможность воплотить в жизнь идеи по благоустройству «малой родины» и почувствовать личную ответственность за будущее России.

На экспертной сессии была поднята новая для проектной деятельности тема охраны авторских прав. Юлия Юрьевна Власова в своем выступлении подчеркнула: «детей и подростков нужно учить тому, что при создании проектов и презентаций, особенно при подготовке заявки на конкурс, недопустимо использовать произведения, авторы которых в явном виде не дали на это своего разрешения». О том, как проверить возможность использования чужих аудиозаписей в проекте, рассказала видеоблоггер Sofia Ver. София анонсировала серию обучающих мультфильмов об охране авторских прав в школьной проектной деятельности и показала собравшимся первый выпуск серии «Не хочу быть пиратом».

Экспертная сессии выявила необходимость отбирать и распространять лучшие практики обучения детей и молодежи основам проектной деятельности, обобщать успешный опыт организации и поддержки социального проектирования. Участники сессии поддержали введение в конкурсе «Моя страна - моя Россия» номинации «Моя педагогическая инициатива», направленной на:
- развитие и тиражирование эффективных методик и практик обучения детей и молодежи основам проектной деятельности, в том числе в сфере социального проектирования;
- создание новых форм привлечения молодежи к разработке и реализации проектов, содействующих развитию экономики и социальной сферы, совершенствованию системы управления российскими территориями;
- создание условий для обмена опытом педагогов-наставников в сфере социального проектирования.

На главную