Пастухова Лариса Сергеевна, Ответственный секретарь Конкурса, соавтор проекта

Пастухова Лариса Сергеевна, Ответственный секретарь Конкурса, соавтор проекта


Есть удивительное стихотворение Роберта Рождественского:

«Все начинается с любви...

Твердят:

«Вначале было слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..»

Когда создавался проект «Моя страна – моя Россия», сложно было предполагать, что он получит такое развитие во времени и сможет дать импульс, станет стартовой площадкой для сотен, тысяч молодых людей. Прошли годы: а проект живет, развивается в регионах, укрепляет свою экспертную базу, растет количество участников и качество подаваемых конкурсных проектов.

А все ведь началось с любви… с искренней юношеской… любви к стране, к тем городам и селам, из которых мы родом. Немного тогда, что мы умели, придумывали, взахлеб дискутировали, учились и только начинали создавать.

2003 год – это период острой дискуссии о реформе местного самоуправления в России. Изначально идея проекта – в создании молодежной площадки для обмена на содержательной основе опытом практической деятельности по участию молодежи в социально-экономическом развитии российских территорий. На первом этапе конкурс включал номинации, раскрывающие идеи Федерального закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». А уже с течением времени конкурсные и образовательные мероприятия проекта приобрели новые содержательные грани.

В проекте «Моя страна – моя Россия» можно выделить несколько ключевых составляющих: гражданско-патриотическая, образовательная, кадровая.

Первая – в самом названии – «Моя страна – моя Россия», которое призывает молодого человека быть ответственным, участвовать в развитии своего города, села, региона, своей страны – России; подчеркивает сопричастность каждого к формированию образа будущего родной страны.

И собственно собирательный портрет участника конкурса «Моя страна – Моя Россия» – это портрет гражданского активиста (вне зависимости от рода профессиональной деятельности), который осознает свою субъектность в развитии родной территории, портрет пассионария, носителя созидательных перемен.

Вторая (образовательная) уже сформировалась с годами и содержится в подходах, в методологии конкурсных и образовательных мероприятий проекта. Их особенность – в ориентировании молодого человека на возможность практической реализации его проектных задумок в конкретном населенном пункте. Отсюда и критерии оценки работ: актуальность и социальная значимость проекта для территории, кадровое обеспечение (наличие команды, единомышленников), финансовоэкономическая обоснованность и др. Уже в ходе подготовки конкурсной работы из своей идеи авторы формируют проект. Кто-то связывает его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; авторы собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления.

Анализируя опыт двенадцатилетней работы, можно констатировать, что «Моя страна – моя Россия» фактически предлагает апробированный опыт организации проектной деятельности в средней школе, системе СПО и в образовательных организациях высшего профессионального образования, ее методические основы. В регионах в образовательных организациях разного уровня сформировались своего рода «точки роста», которые применяют, используют инструмент конкурса для организации содержательной проектной работы с обучающимися как в части междисциплинарной работы со школьниками, так и в части курсового и дипломного проектирования студентов, ориентированного на практические производственные задачи или задачи территориального развития.

Есть и другая грань. В Послании 2013 года В.В. Путиным была поставлена задача развития гражданской активности населения для создания реальной возможности участия в управлении своим посёлком или городом. Это разговор о гражданских активистах, ориентированных на созидание и конструктив, пусть даже в сложных социально-экономических условиях, а не на протест.

Вместе с тем, практики «участия» как явление социальное и носящее коллективный характер, - могут осваиваться только при передаче новым поколениям соответствующих знаний, практических умений и понимания сути. А это лежит в плоскости системы образования: с одной стороны новых практических задач для предметного наполнения, например, «Обществознания», «Географии», «Истории», для развития практик самоуправления и участия в игровом пространстве школы, вуза, с другой стороны – в части подготовки педагогов – трансляторов. В этом отношении, экспертами конкурса «Моя страна – моя Россия» был предложен проект для школьников и их педагогов - Всероссийский лагерь-семинар по обучению детей и молодежи практикам участия в принятии решений на местном и региональном уровне «Территория развития».

Кадровая составляющая. За годы реализации проекта через него прошло более 35 000 человек. Ежегодно мы проводим мониторинг кадровых траекторий наших выпускников. Среди них – общественные деятели и предприниматели, государственные и муниципальные служащие разного уровня, молодые ученые. С 2008 года в рамках конкурса введена номинация «Реализованные проекты» как механизм мониторинга лучших проектов, получивших практическую реализацию. Эта номинация – одна из самых популярных, и она демонстрирует, что многие авторы- участники и победители конкурса в дальнейшем делают шаги по практической реализации своих конкурсных задумок. Для многих это становится стартом в профессиональной деятельности и личностном развитии. Конечно, реализованные проекты и успешные профессиональные траектории конкурсантов - являются предметом нашей особой гордости.

В 2015 году экспертами проекта начато комплексное исследование на предмет выявления факторов, повлиявших на профессиональное развитие конкурсантов, на успешную реализацию их проектных задумок.

Необходимо констатировать, что раннее содержательное вовлечение молодого человека через проектную работу в развитие территории, либо в решение конкретных задач отдельной компании или НКО – зачастую помогает создать для него первое, весьма успешное рабочее место; не говоря уже о сформированных компетенциях в области коммуникации, командообразования и лидерства – которые помогают и влияют на дальнейшее развитие.

За эти годы у конкурса сформировалась разветвленная экспертная сеть, подвижники в регионах и муниципалитетах. Пожалуй, проект «Моя страна – моя Рос- сия» - этот тот случай, когда инициатива, рожденная в гражданском обществе – не просто прижилась, но и получила широкую поддержку в своем развитии. В 2015 году, в год Литературы, и год 70-тия Великой Победы, дирекцией конкурса было запущено 2 мини конкурса - для поэтов и фотографов. Мы получили стихи более чем от 80 молодых поэтов из разных уголков страны, искренние и чистые строки о родной стране; и более 500 фоторабот. И это тоже удивительные грани проекта.

На мой взгляд, проект «Моя страна – моя Россия» – это по-настоящему добрая, очень оптимистичная и открытая гражданская инициатива, в рамках которой рождаются новые идеи, выявляются талантливые и патриотичные молодые люди из разных регионов нашей страны.

Убеждена, какие бы возможности в территориальной мобильности не давал наш информационный век, как бы не складывалась судьба человека, на ментальном уровне его всегда тянет туда, где прошло его детство. И как глубока в этой связи поговорка: «Где родился, там и пригодился».

Чему учит проект «Моя страна – моя Россия»? Творить и создавать добрые дела на своей малой родине, в своих городах и селах.

Мне видится, это и есть патриотизм, суть патриотических скреп. Та самая Любовь к Родине – через личное созидательное участие в ее судьбе. Ведь любовь к человеку, к делу, к родной земле – это в равной степени консистенция и суть – глубокой субъектной ответственности, заботы и тихой радости от вклада, от созидания, не требующие ничего взамен. 

 

Возврат к списку