Лариса Пастухова: «Работа над собственным проектом – это воспитательное пространство»

 

Лариса Пастухова: «Работа над собственным проектом – это воспитательное пространство»
22.07.2019


Конкурсу молодежных проектов по развитию российских территорий и местных сообществ «Моя страна – моя Россия» в этом году исполнилось 16 лет. За эти годы в нем приняли участие более 90 тысяч человек. Количество участников этого года по сравнению с минувшим выросло в 5 раз и составило 34 604 человека из всех регионов страны. В 2019 году конкурс вошел в платформу «Россия – страна возможностей», созданную по инициативе президента РФ Владимира Путина.

Проект «Моя страна – моя Россия» давно вышел за рамки конкурсных мероприятий. Сегодня это скорее общественное движение, сообщество экспертов, педагогов-новаторов, мотивированной молодежи и их родителей, которые хотят лично участвовать в развитии российских городов и сел.

Координатор конкурса, председатель Совета Общероссийского союза общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы» Лариса Пастухова в интервью «Учительской газете» рассказала о том, как участие в конкурсе помогает школьникам и студентам поверить в свои силы, обнаружить и развить в себе важнейшие социальные компетенции и личностные качества, а также о том, что такое социально-проектная деятельность молодежи и почему сегодня она становится неотъемлемой частью образовательной траектории школьника и студента.

- Лариса Сергеевна, как удалось построить единое конкурсное движение на территории всей страны? Последние несколько лет в педагогическом сообществе активно обсуждается тема «единого образовательного пространства». Можно ли говорить о том, что конкурс «Моя страна – моя Россия» является примером такого пространства?

- Начну с того, что авторами конкурса как проекта еще в 2003 году стали несколько студентов из разных городов России: это Москва, Рязань, Коломна, Новосибирск, Архангельск, Калининград. Идея проекта подразумевала, что это будет такая площадка, которая позволит обмениваться опытом и развивать практики, связанные с живым участием школьников и студентов в социально-экономическом развитии российских территорий.

В тот момент мы не оперировали такими сложными и спорными понятиями, как «единое образовательное пространство», да и цели такой мы перед собой не ставили. Однако тот отклик, который с течением времени получил проект, вероятно, может говорить о потребности в таком пространстве – в котором есть возможность рассказать о своей малой родине на федеральном уровне, реально участвовать в решении ее проблем, быть услышанным и получить поддержку.

Можно сказать, что сейчас «Моя страна – моя Россия» - это живая открытая система, организм, который самоорганизуется и развивается: в каждом регионе это происходит по-своему, а в общероссийском пространстве конкурса мы стараемся укреплять сквозные механизмы взаимодействия, сотрудничества. Например, в нашей организации уже несколько лет работает лаборатория проектных методов в образовании, которая объединяет наших экспертов и педагогов-новаторов. Мы анализируем результаты проектной деятельности детей и молодежи, практики, которые уже есть в территориях. Аккумулируем общую базу знаний для будущих участников конкурса, развиваем систему образовательных мероприятий как для детей и молодежи, так и для педагогов-новаторов: это и методическая библиотечка, и система выявления и сопровождения лидеров местных сообществ, которые готовы содержательно участвовать в проектах по развитию российских территорий.

- Ваш конкурса в отличие от ряда других дает возможность на практике применить идеи, разработки, продукты, созданные в ходе работы над проектом. Это сильный стимул для участия. Как удалось наладить сотрудничество с властями на муниципальном и региональном уровнях, чтобы помогать проектам воплощаться в жизнь?

- Практическая составляющая присутствует в самих проектах наших участников изначально: они всегда привязаны к актуальной повестке, к потребностям региона, города, села. Уже в ходе подготовки конкурсной работы авторы из своей идеи, замысла формируют настоящий проект. Кто-то связывает его с профильными региональными целевыми программами, кто-то формирует бизнес-план; авторы сами собирают письма поддержки от хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, общественных организаций. Мы, организаторы конкурса, не занимаемся «налаживанием сотрудничества» между участниками и местными властями. Интеграция своего проекта в реальную жизнь региона – это непременное условие для конкурсных работ и реальный источник социального опыта для его участников. Проект должен быть живым, актуальным, социально значимым и непременно подразумевать социально значимый практический результат. Это тот сложный «образовательный маршрут», который каждый участник проходит сам, со своей проектной командой, наставником, на своей территории.

- Сегодня много говорится о принципе междисциплинарности в образовании. В чем появляется междисциплинарность конкурсных проектов? Как именно этот принцип помогает участникам создавать и реализовывать проекты?

- Настоящая жизнь всегда междисциплинарна – вопросы развития территорий, сообществ невозможно свести к какой-то одной области знаний или практики. Для участия в конкурсе «Моя страна – моя Россия» проект должен объединять и познавательную, и предпринимательскую, и социальную, и экономическую составляющие, в зависимости от номинации. В работе над проектом участники не только показывают свои сильные стороны, которые вполне могут быть связаны с конкретной областью знаний – например, робототехникой или архитектурой – но и развивают надпредметные компетенции, так называемые soft skills, привлекают к сотрудничеству единомышленников, учатся общаться с местными органами власти, представителями местного сообщества. В этом смысле междисциплинарная составляющая конкурсных проектов – это их ключевая особенность.

Второй аспект – это широкий спектр номинаций конкурса. Фактически, если у человека есть социально ценный замысел, в который он хочет вдохнуть жизнь, найти ресурсы для его воплощения, то вне зависимости от предметной области он наверняка найдет номинацию, в которой он сможет представить свой проект и получить поддержку. У нас каждый год появляются новые номинации, многие из них поддержаны бизнес-партнерами и федеральными органами государственной власти – поэтому, повторюсь, есть возможность воплотить в жизнь любую хорошую идею. Главное – превратить ее из мечты в проект и по-настоящему, деятельно поверить в себя и свои силы.

- Проект каждого из участников конкурса, по сути, направлен на формирование позитивной жизнеутверждающей среды его родного края. Как эта патриотическая составляющая влияет на развитие подрастающего поколения?

- Когда человек деятельностно вкладывается в проект, посвященный своему селу, городу или региону – это и есть настоящий патриотизм, который выражается не в лозунгах, а на деле. Когда школьники и студенты придумывают, как сделать лучше свои города и поселки, «упаковывают» свои идеи в первые серьезные проекты – они учатся не просто любить свой край и свой дом, но и развивать его, реально быть Гражданами своей страны.

Мы активно используем понятие «социально-проектное творчество», подразумевая ту деятельность, те механизмы, которые стимулируют молодых людей мыслить именно как граждане. Здесь мы во многом отталкиваемся от среды – самой территории с ее природными, социальными, экономическими характеристиками, историей и традициями, инфраструктурой, от образов тех людей, которые творили на этой территории или защищали ее, чьи имена, по словам поэта, «как раны на сердце запеклись…». Всё это мы учитываем и используем, помогая школьникам и студентам находить реальные прецеденты для своих проектов, проявлять волю и умелость в доведении их до результата!

Воспитание, которое совершается в инициативной социально-проектной деятельности, сильно отличается от привычно понимаемого воспитания как наставления, поведения мероприятий, стремления чем-то занять, развлечь детей, чтобы «не шатались без дела». «Воспитание», к которому мы привыкли – это обычно сильно формализованное функционирование некоей организации с обязательными «планами», «отчетами», «контролем» со стороны вышестоящих организаций. Проектная деятельность как педагогическая практика движима внутренними механизмами, личностными ресурсами. Это своего рода, инициатива неравнодушных, зажигающих других своим гражданским примером. Помните, как у Данко, о котором Максим Горький пишет: «Лес расступился перед ним…». «Лес расступается» перед теми, кто готов сделать первый шаг и повести за собой других! Именно такова философия проекта «Моя страна – моя Россия». Воспитательный компонент в этом случае как бы самозарождается в процессе работы ребенка, молодого человека над своим проектом: ему приходится развивать в себе гражданские личностные качества, утверждать свою гражданскую идентичность, овладевать умением работать в команде, ставить цели и достигать их. В этом смысле работа над своим проектом – это очень эффективное, в первую очередь, - воспитательное пространство, в которое вовлекаются многие общественные структуры и в котором происходит социализация личности, рождение настоящего Гражданина.

- Как происходит формирование сообщества участников конкурса?

- У нас есть немало историй о том, как из победы конкретного проекта вырастали новые проекты, с которыми участники шли уже на другие номинации, собирая новые команды, развивая местные сообщества. Формирование сообществ – это важнейшая социальная миссия проекта, большой и сложный процесс, который зависит не только от энтузиазма лидеров и участников, но и от их социальной компетенции, способности найти ресурсы (интеллектуальные, кадровые, финансовые) для развития своих проектов, выращивать команды, способные воплощать самые смелые инициативы.

Помимо этого, участники прошлых лет находят себя в роли наставников для тех, кто впервые пробует подать свой проект на конкурс: делятся опытом, помогают лучше сформулировать цели и задачи. Мы стараемся поддержать эти практики наставничества, освещать такие истории и выращивать из них системные практики – потому что они, в первую очередь, очень человеческие. На примере таких связей «участник-наставник» очень наглядно виден рост сообщества, укрепление связей между участниками разных лет, представителями разных поколений. Для новых участников особенно интересно то, что они могут на примере истории своего наставника увидеть возможное будущее собственного проекта – участие в федеральных конкурсах, возможно, грантовую поддержку, развитие проекта, появление в нем новых смыслов. Это источник огромного вдохновения.

- Конкурс «Моя страна – моя Россия» растет и развивается уже 16 лет. Количество участников и номинаций тоже растет, к сотрудничеству подключаются новые организации. Как удается удерживать планку содержательности при таких темпах роста? Есть ли какие-то находки и форматы, например, в плане работы с регионами, с образовательными организациями?

- Конкурс развивается благодаря сообществу экспертов, педагогов-новаторов, благодаря своим участникам и выпускникам. В этом, полагаю, основной секрет. В части организационных решений, конечно, каждый год что- то совершенствуется. В этом году мы продолжили развивать нашу работу с региональными вузами. Во-первых, многие из них взяли на себя роль ресурсных центров, помогали ребятам – причем и студентам, и школьникам – с оформлением заявок, предоставляли площадки для проведения организационных, экспертных мероприятий конкурса. Во-вторых, все больше университетов засчитывают победителям конкурса дополнительные баллы к суммарному ЕГЭ (до 10 баллов в зависимости от вуза). Это очень понятная история: ребята, которые к моменту поступления имеют опыт работы над своим проектом, скорее всего, и дальше будут инициативными и социально активными. Это именно те студенты, которым рад любой вуз. Выигрывают в итоге все: все больше талантливых ребят достойно представляют свой регион на федеральном уровне, поступают в вузы, участвуют со своими проектами в конкурсах общероссийского масштаба – и получают новые возможности для того, чтобы менять к лучшему свою жизнь, жизнь своего города, региона.

- Проекты есть почти в каждой школе, но вызывают много критики – в частности, по поводу того, что проектом могут назвать даже обычный реферат или презентацию. То есть, о введении проектной деятельности отчитываются, но на деле выходит имитация… Что с этим делать?

- Все это поправимо, и многое меняется уже сегодня. Проект – это не «урок применения знаний на практике». Это введение воспитанников в ситуацию реальной проблемы, в ситуацию поиска путей ее разрешения. И обращение к знанию и погружение в исследование происходят в контексте этой практической задачи. Учебная деятельность как бы включается в структуру другой, часто более увлекательной деятельности – проектной…

Педагог – важнейший субъект в образовательном процессе. Мы очень активно и в разных форматах работаем с педагогами. Помимо того, что в нашем конкурсе есть специальная номинация Российской академии образования – «Моя педагогическая инициатива», мы взаимодействуем с педагогами как наставниками участников конкурса.

Проектная деятельность сегодня – это отдельная дисциплина, введенная и в учебные планы вузов. А для того, чтобы хороший проект получился у школьника, ему нужна поддержка, в том числе методическая, и он идет за ней к педагогу. В этот момент очень важно, чтобы у педагога были нужные знания и методические ресурсы для того, чтобы поддержать будущего участника конкурса.

Что касается проектов-симуляций – сама механика отбора и экспертизы проектов конкурса «Моя страна – моя Россия» не позволяет таким инициативам пройти дальше заочного этапа. Каждый проект оценивает не менее трех независимых друг от друга экспертов, и ни один из них не связан с конкурсантом. Поэтому в финале вы никогда не увидите ничего похожего на «реферат», ничего оторванного от жизни, от практики.

- Каким вы видите дальнейшее развитие проекта «Моя страна – моя Россия»? И еще – каким вы видите место конкурса в современной системе образования в России?

- В этом году в рамках очных мероприятий конкурса мы провели всероссийскую конференцию для педагогов-наставников – «Проектные практики в области гражданского образования». На нашу конференцию приехали педагоги-новаторы в этой области, и, обсуждая с ними конкурс, мы говорили о том, что социально-проектная деятельность создает возможность формирования качественно нового образовательного и воспитательного пространства для развития молодого человека.

В этом пространстве молодежь, включаясь в процесс развития общества, берет на себя ответственность за завтрашний день, осознавая, что будущее России – это личная ответственность каждого. Заняв эту позицию, можно и самому твердо стоять на ногах во время любых социальных бурь и катаклизмов… Развитие такого мышления у школьников и студентов – один из центральных векторов развития и нашего конкурса как большого проекта, и системы образования в России в целом. Гражданская идентичность, субъектность каждого из наших конкурсантов – это то, что мы всегда держим в фокусе нашего внимания, делая акцент на содержательных гранях, методическом и научном сопровождении.


Досье «УГ»

Пастухова Лариса Сергеевна – кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, руководитель проекта и соавтор концепции Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» (2003 – 2019 гг.), автор публикаций научного и методического характера о проектной деятельности детей и молодежи, развитии регионального кадрового потенциала молодежи и практикоориентированных подходах в образовании.


Справка «УГ»

В 2019 году конкурс «Моя страна – моя Россия» проводится Общероссийским союзом общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы», АНО «Россия – страна возможностей», Российской академией образования при непосредственной поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федерального агентства по делам молодежи, Фонда президентских грантов и др.

Конкурс проводился по 19 профильным номинациям, охватывающим широкий спектр вопросов социально-экономического развития российских территорий (развитие образования, технологической сферы, экологии, инноваций, ЖКХ, малого бизнеса, сельского хозяйства и др.).

В этом году особое внимание будет уделено постконкурсному сопровождению победителей. Осенью для них пройдут два образовательных модуля в Мастерской управления «Сенеж» (для победителей-студентов) и ФДЦ «Смена» (для победителей-школьников).

С осени 2019 года запускается программа наставничества от «Лидеров России».


Читайте также:

Лариса Пастухова: «Макаренко был прав: «Воспитание совершается на каждом квадратном метре Земли» http://ug.ru/archive/74640
 

Возврат к списку