Специальный приз конкурса «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива»

Специальный приз конкурса «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива»
05.09.2018


К началу нового учебного года Институт стратегии развития образования РАО подготовил выпуск журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»(2018, № 3(51), том 2), посвященный лучшим современным практикам применения метода проектов в образовании.Публикация в научном журнале, который включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в Перечень рецензируемых научных изданий(«перечень ВАК»), – это специальный приз, учрежденный Институтом стратегии развития образования РАО для педагогов-участниковXV юбилейного Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия»в номинации «Моя педагогическая инициатива».

Как подчеркивает главный редактор журнала«Отечественная и зарубежная педагогика», директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Вениаминовна Иванова, Институт «считает необходимым пропагандировать и распространять лучшие педагогические и управленческие инициативные проекты номинации».  
Лариса Сергеевна Пастухова, автор концепции конкурса «Моя страна – моя Россия», Председатель совета Общероссийской общественной организации «Молодежные социально-экономические инициативы», в своей статье представляет территориальную модель организации социально-проектной деятельности молодежи.
Спецвыпуск включает подробное описание социально значимых проектов, реализованных на региональном, муниципальном и локальном уровнях в 10 субъектах Российской Федерации (статьи И.Я. Благиревой, С.Ю. Верзаковой, О.В. Ивановой, Е.И. Морозовой, И.М. Морозовой, Л.В. Скибиной). Особое внимание уделено организационно-методическим условиям обучения детей и молодежи основам проектной деятельности, описанию оригинальных организационных форм «школа проектирования» (статья О.В. Лосняковой,Саянский район Красноярского края), «проектный лагерь» (статья О.С. Белухиной и И.В. Осауленко, г. Аткарск Саратовской области), «городской форум» (статья П.А. Жандармовой, г. Белгород), муниципальный проект «Спектр-ПРО» (статья О.И. Раковой и О.А. Пахомовой, Михайловский район Рязанской области), «ярмарка» и «фестиваль» (статья Н.Д. Багринцевой, г. Москва).В статье М.Л. Пустыльника и Ю.Ю. Власовой даны рекомендации о способах закрепления авторских прав на результаты проектной деятельности молодежи.

Оргкомитет конкурса «Моя страна моя Россия» поздравляет авторов опубликованных конкурсных работ! Приглашаем всех к обсуждению материалов специального выпуска журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» и к дальнейшей совместной работе по развитию феномена социального проектирования!

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦВЫПУСКА И АННОТАЦИИ СТАТЕЙ:
http://www.ozp.instrao.ru/annotacii

Пастухова Л.С. Формирование гражданской идентичности молодежи средствами социально-проектной деятельности: региональная модель
В статье представлены результаты исследования  социально-проектной деятельности молодежи на уровне территории (региона/муниципального образования) как одного из факторов формирования гражданской идентичности молодежи. Статья содержит концептуальные, методические и практические выводы, актуальные для специалистов органов управления образованием и молодежной политикой регионального и муниципального уровня; педагогов-новаторов, реализующих проектный метод; лидеров и специалистов некоммерческих организаций, реализующих программы и проекты для детей и молодежи.  

Пустыльник М.Л., Власова Ю.Ю. Авторское право в проектной деятельности
Результаты проектной деятельности школьников и студентов охарактеризованы как объекты авторского права с позиций гражданского законодательства. На примере материалов заявок на конкурс «Моя страна – моя Россия» даны рекомендации о способах закрепления авторских прав на разные типы проектных разработок.

Скибина Л.В. Дети - Волге: проектируем будущее
Статья посвящена описанию уникального проекта, реализованного обучающимися восьми муниципальных образований Ярославской области. Показано, что проведение мониторинговых замеров и анализа качества воды в реке Волге оказывает не столько обучающее, сколько воспитывающее воздействие на молодых людей. Автор доказывает, что проектный метод позволяет решать такие значимые для развития государства задачи, как формирование гражданской идентичности, ответственности, экологической грамотности подрастающего поколения. Проект готов к тиражированию в других субъектах Российской Федерации.

Морозова Е.И. Современная школа: молодой специалист как наставник
В статье раскрыт методический потенциал повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации за счет внутренних ресурсов учительского сообщества. Показано, как системная организация обмена опытом между молодыми педагогами и учителями с большим профессиональным стажем на принципах дуального наставничества помогает профессиональному развитию всего педагогического коллектива, улучшению психологического климата, комплексному решению педагогических задач.

Багринцева Н.Д. Модель организации проектной деятельности в школе и развития гражданской активности обучающихся
Статья Н.Д. Багринцевой содержит описание управленческого опыта внедрения метода проектов в образовательной организации. На примере начального общего образования раскрыты принципы и подходы к системной организации массового обучения детей основам проектной деятельности, способствующей повышению качества образования. Подробно описана апробированная и готовая к распространению технология организации Ярмарки и Фестиваля творческих образовательных продуктов обучающихся в формате «урок-проект».

Морозова И.М. Организация проектной деятельности обучающихся на основе социодидактического подхода
В статье доказывается, что организация проектной деятельности обучающихся соответствует основным принципам социодидактического подхода. Показано, как дифференциация заданий в ходе проектной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствует повышению их учебной мотивации. Применение основных методов социодидактического подхода – методов социально-педагогической поддержки и сопровождения – при организации проектной деятельности проиллюстрировано на примере реализации комплексного образовательного проекта «Православие на Дону: страницы истории».

Ракова О.И., Пахомова  О.А.  Организация проектной деятельности детей и молодежи в Михайловском районе Рязанской области
В статье О.И. Раковой и О.А. Пахомовой описан опыт организации проектной деятельности подростков и молодёжи в Михайловском районе Рязанской области. Показаны особенности работы: планомерное обучение детей и подростков основам проектной деятельности; выявление проектных идей, направленных на решение социальных проблем муниципального образования; поддержка реализации молодежных проектов. В приложении к статье приведены проектные кейсы – описания социальных проектов, реализуемых в рамках деятельности «Спектр-ПРО» и улучшающих жизнь местного сообщества.

Лоснякова О.В. «Школа проектирования» в Саянском районе Красноярского края
Статья О.В. Лосняковой содержит описание опыта разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы, содействующей раскрытию гражданского потенциала и повышению социальной активности молодежи, проживающей на территории муниципального образования. Охарактеризованы этапы реализации программы, показаны роли социальных партнеров в обеспечении образовательного процесса. Детально описан механизм выявления и отбора лучших молодежных социальных инициатив. В статье приведены примеры авторских кейсов (учебных ситуаций), предназначенных для обучения школьников основам проектной деятельности, и инструментаций оценки уровня сформированности проектной, коммуникативной, креативной компетентностей, культуры презентации, компетентности самоорганизации и соорганизации.

Жандармова П.А. Городской Форум школьников «ФАНТ» - Форум Активных, Неравнодушных, Творческих
В статье П.А. Жандармовой описана оригинальная практика организации обучения учащихся старших классов основам проектной деятельности в муниципальном образовании г. Белгород. Показана реализация принципа системно-деятельностного подхода на всех этапах – от проектной идеи до реализации проекта. Системное обучение и длительная поддержка команд в реализации социально значимых проектов способствует увеличению доли активистов городского ученического самоуправления,  лидеров детских общественных организаций, волонтеров, заинтересованных в развитии «малой родины». Приведены примеры документов, которые позволяют тиражировать описанный опыт.

Белухина О.С., Осауленко И.В. Проектный лагерь как форма организации внеурочной деятельности
В статье описан проект организации внеурочной деятельности школьников в форме «проектного лагеря». Предложена система мероприятий, содействующих реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся; развитию исследовательских компетентностей обучающихся; внедрению технологии комплексного педагогического сопровождения; использованию современных дистанционных форм обучения и информационных технологий.

Иванова О.В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев
В эпоху медиа у образовательных организаций и музеев появилась возможность активнее взаимодействовать между собой в области образования и культурно-просветительской работы. Использование новейших технологий дало импульс для зарождения новых форм взаимодействия музеев и образовательных организаций.
В статье описан опыт применения наиболее распространенных моделей «урок-музей», «мобильный музей», «виртуальный музей», «музейный экспонат в  проектной  работе» как известными крупными российскими музеями, так и малоизвестными провинциальными. Кроме положительных эффектов использования данных моделей взаимодействия, в статье описаны некоторые возможные риски внедрения этих моделей и предложены организационно-управленческие решения для снижения отдельных рисков.

Благирева И.Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга
В статье Н.Д. Благиревой (г. Курск) предложен путь преодоления некоторых методических недостатков в традиционном обучении основам проектной деятельности. Автор считает, что сочетание метода проектов с технологией медиа-коворкинга содействует повышению самостоятельности, ответственности, целеустремленности подростков, благодаря чему результатом их проектной деятельности становятся творческие продукты, востребованные бизнесом и обществом.

Верзакова С.В. Проект «Это наше Суждение»
Статья С.В. Верзаковойпосвящена оригинальной форме работы сельской библиотеки, содействующей повышению читательской активности населения всех возрастов, активизации диалога поколений с акцентом на развитие словесно-логического мышления и устной речи школьников. Показано, что традиционные для библиотек формы работы с читателями в условиях информационного общества должны быть модернизированы. Описан алгоритм организации сотрудничества с местной телестудией и со школьными библиотекарями, благодаря которому авторам разработки удалось сделать проект «Это наше Суждение» массовым и вневозрастным, содействующим популяризации лучших произведений мировой литературы и  сближению ценностных ориентиров молодёжи и старшего поколения.
 

Возврат к списку